ЧСЗ: сборка холдинга

15.10.2007 в 06:55
ЧСЗ: сборка холдинга

ЧСЗ: сборка холдинга

Сказать, что на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве наступило новое время, пока нельзя. То, что там сейчас происходит, правильнее было бы назвать возвращением из безвременья. Новое руководство пытается разобраться, куда делись активы и что делать для восстановления производства.

Как уже не раз говорилось, холдинг растащен на кусочки, при этом они, в свою очередь, реорганизовывались, меняли собственников. В общем, делалось все, чтобы максимально запутать следы. Не говоря уж о том, что первая попытка провести дополнительную эмиссию и втрое сократить государственный пакет акций ЧСЗ была предпринята более четырех лет назад...

Сейчас "подвиги" бывших владельцев пытаются систематизировать в виде схемы. Любопытно получается.

Сначала с целью вывода активов с баланса предприятия создается ЗАО "Наваль", в уставный фонд которого передается все имущество ГАХК "ЧСЗ".

Затем уже "Наваль" учреждает ЗАО "Николаевский судостроительный завод "Наваль", в уставный фонд которого перешло все имущество ЗАО "Наваль".

Потом Николаевский судостроительный завод "Наваль" создает ООО "Буг Билдинг". В его уставный фонд перешли объекты социальной сферы (детские сады, общежития, гостиницы, квартиры, базы отдыха), а также транспортные средства, принадлежащие ГАХК "ЧСЗ".

Далее ООО "Буг Билдинг" учреждает ООО "Техгазкомплект", на баланс которого передается все полученное от ЗАО "Николаевский судостроительный завод "Наваль"...

Аналогичные схемы были реализованы братьями Чуркиными по многим предприятиям, входившим в ГАХК "ЧСЗ" на момент приватизации. Их быстро доводили до банкротства, после чего ликвидировали.

Так, все имущество и акции входящих в холдинг ОАО СВ "Меридиан" (конвейерная постройка судов в крытом цеху), ОАО "Черноморский мебельный завод "Черномормебель", ОАО "Черноморбудсервис", ОАО "Черноморский машиностроительный завод" (производство машин и механизмов) передаются на баланс подконтрольных братьям предприятий, а открытые акционерные общества ликвидируются.

Кстати, как уже писалось, при передаче происходили чудные вещи. Так, дом отдыха "Судостроитель" в районе Большой Ялты, принадлежащий ГАХК "ЧСЗ", передается за бесценок и с нарушением законодательства на баланс ООО "Будтрансгаз", учредителем которого является мать братьев Чуркиных. А затем тот же объект перекочевывает на баланс ООО "Туризмтехнобуд", учредителем которого является отец братьев Чуркиных.

При этом дом отдыха на Южном берегу Крыма, состоящий из девятиэтажного здания, столовой на 500 посадочных мест, отдельной котельной, двух теннисных кортов, был оценен в 3,2 млн. гривен.

Самое интересное, что неизвестно, была ли уплачена даже эта сумма.

Ну а главный итог инвесторского хозяйствования - катастрофический спад производства. При закрепленных в договоре купли-продажи обязательствах переработать 60 тыс. тонн металла на предприятии фактически не переработано и десятой части этого объема. Зато были настойчивые попытки обязать Фонд госимущества снизить инвестобязательства по объемам переработки... в шесть раз. Собственно, то, что обязательства никто не собирается выполнять, стало очевидно едва ли не в первый месяц.

И это при том, что огромный завод с цехами с уникальным оборудованием, складами, причалами, крановым хозяйством и морскими, автомобильными и железнодорожными путями был оценен менее чем в 120 млн. грн.

Удивляла мизерность экспертной оценки выставленного на продажу пакета акций - 119,3 млн. гривен. Ведь территория завода составляет около 300 гектаров. Для сравнения: несколько раньше фирма "Нибулон" купила незавершенную набережную и участок в семь гектаров на территории ЧСЗ за 80 млн. гривен. Мягко говоря, есть разница.

В николаевской прессе до сих пор продолжают всплывать подробности "славного четырехлетия".

Вот таким было типичное видение ситуации глазами рабочего: "Начались длительные задержки с выплатой зарплаты, массовые сокращения рабочих. А с предприятия начали распродавать роботизированную технику, станки с числовым программным управлением, другое оборудование, резать технику на металлолом"...

В общем, разговоры о том, что смена руководства - это рейдерский захват, в городе идут по категории "даже не смешно".

Государство просто вернуло себе контроль над предприятием. Оно больше года боролось за возврат ЧСЗ именно потому, что необходимо было соблюсти всю необходимую процедуру и, только получив решение суда, вступить в свои права.

Вдобавок в Николаеве нет ни одной политической силы, которая хотела бы, чтобы ее имя хоть как-то связывали с семьей Чуркиных. Собственно, это и есть диагноз.

Дело дошло до анекдота. Восстановление госконтроля на предприятии произошло поразительно тихо и мирно. Одна из причин - нанятая Чуркиными охрана предприятия не только не пыталась противодействовать, а едва ли не с распростертыми объятиями встречала судебных исполнителей. И в ряде случаев даже помогала новому менеджменту установить контроль над предприятием.

Такая лояльность объясняется просто: большинство охранников - жители города. Да и вдобавок Чуркины несколько месяцев не платили зарплату даже собственной охране.

С деньгами на ЧСЗ происходили вообще удивительные вещи. Так, исполнительный директор ГАХК Илья Горн говорит, что до сих пор невозможно разобраться, куда ушли средства. "Мы застали контракт на постройку четырех барж. Это где-то 15 млн. долл., т.е. приличная сумма. Начинаем разбираться. Во- первых, финансирование и сроки сдачи сорваны еще до нашего прихода. При этом аванс, который оплатил заказчик, оказался нереализованным при строительстве. Деньги с заказчика взяты с 50-процентным авансом, и этих денег на предприятии нет. Эти деньги выведены с завода. Точно так же для одного киевского предприятия выполнялся заказ на изготовление металлоконструкций куполов и ферм. И опять-таки, половины денег нет.

Фактически имеем за четыре года по заказам, которые были у господ Чуркиных, построенный буксир на 600 тонн, который сейчас проходит ходовые испытания. Ну и плюс заказ на четыре несамоходных баржи, из которых построена одна. Сейчас мы работаем с заказчиками - компанией "Бай марин ЛТД" - над тем, как довести работу по этому контракту до конца.

Вот такое наследие. Хотя нет, есть еще алюминиевый катер на подводных крыльях, который господа бывшие владельцы предназначали для личных целей".

Сейчас придется восстанавливать производство. В первую очередь необходимо восстановление стапелей. Существует план модернизации "стапеля 0", "стапеля 1". Рассматриваются вопросы по модернизации металлообрабатывающего цеха №17, что позволит обрабатывать металл по международным стандартам.

Конечно же, придется обновить существующее оборудование, особенно сварочное. Все это требует больших денег, а главное - кадров. На ЧСЗ уже начат прием на работу ранее уволенного персонала. К настоящему времени принято уже порядка 1200 человек, но даже этого пока недостаточно, чтобы восполнить кадровый голод.

Главная задача сейчас - постепенно вывести завод на максимальную мощность. Естественно, это будет достигнуто не за год-два, строить - действительно не ломать. Но планы есть, и они вполне реальны. Высокий спрос на суда на мировом рынке дает неплохой шанс николаевцам вернуться и занять свою нишу.

Есть серьезные наработки ЧСЗ по производству траулеров, судов типа "Ро-Ро" с горизонтальной выгрузкой, тех же танкеров. Рассматривается возможность вхождения предприятия в мировой судостроительный холдинг, привлечения профильных, а возможно, и портфельных инвесторов. В общем, поставлена цель сделать бренд ЧСЗ узнаваемым не по скандалам, а по сданным кораблям.

Что касается бывших собственников, то с ними как раз все ясно. Наладить производство они оказались не способны. Зато вполне профессионально умеют судиться и "обрабатывать активы". Ожидать, что бывшие инвесторы просто так отступятся от завода, не приходится. Это придется воспринимать просто как данность.

Главное, чтобы эта "данность" всегда находилась по ту сторону проходной. Второго их пришествия завод уже не переживет.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив